Это описание нашей экспедиции в Монголию в нескольких частях.
Оглавление:
- Подготовка Nissan Patrol к экспедиции в Монголию
- Старт экспедиции и приезд на Алтай
- Первые дни в Монголии
- Рыбалка в Монголии удалась
- Селенга
- Хубсугул и Ур-Гол, дорога домой
Рыбалка в Монголии ЕСТЬ!
После ловли османов, с такими словами мы отправились в сторону легендарной Селенги. Рыболовная разминка сделана, теперь нам нужен Таймень. За ним мы и отправляемся к Селенге и к горным рекам…
По плану путь наш проходит мимо города Мурэн (Мурун) в сторону слияния рек (исток Селенги), далее к озеру Хубсугул и оттуда в Дархатскую котловину. Но не всегда по факту получается то, что запланировано.
Дорога от Хяргаса до Мурэна заняла у нас три дня. 270 километров за световой день — это максимальный пробег, который мы делали по Монголии. При этом сильно уставая…
О дорогах Монголии можно писать много. Но понять их можно только после езды по ним.
По фото видно состояние грунтовки: сплошная гребенка. Такая дорога выматывает и возникает чувство, что машина вот-вот развалится. Приходилось выходить на скорость до 80 км в час. Местами дороги представляют собой россыпи скальника и при езде по ним возникает опасность пореза шин. Поэтому я постоянно старался ехать по скальнику так, чтобы не было даже малейшей пробуксовки колес.

Иногда дорога с гребенкой имеет небольшие ямы, на которых машину начинает раскачивать. А на скорости под 80 — это вообще убийственный процесс. УАЗик с короткой базой сильно мотыляло, но и нам на патруле тоже было не сладко — аммортизаторы стояли плохие, их пробивало, морду раскачивает довольно прилично. Иногда помогала работа педалью газа для противокачения — ей гасил сильные колебания. В общем, дорога отдыхать не давала: скорость — тянемся — скорость — тянемся…

Когда дорога превращается в стиральную доску и начинает доставать, по степи делается новая. Зачастую можно видеть такую сеть дорог…

Дорожный пейзаж в Монголии очень однообразен. Одни и те же сопки, можно проехать сотню километров и не увидеть ни одной встречки. Изредко раскиданные юрты и пасущиеся неподалеку от них стада — вот зачастую и все разнообразие поездки.

Иногда причудливые нагромождения камней вносили хоть какое-то разнообразие в этот пейзаж…

По пути встречались небольшие населенные пункты. В местных магазинах продавалось все что нужно, вплоть до туалетной бумаги. Думается, не стоило так затариваться продуктами — здесь все это можно было купить. Ну, за исключением, наверное, картошки и нормальной тушенки. Монгольскую тушенку мы так и не нашли, в продаже иногда бывала российская, не очень хорошего качества. И только в Ханхе (уже перед самым выездом из Монголии) мы нашли тушенку Улан-баторского производства, но она нам не понравилась: ценник около 80 рублей за банку, а качество — середнячок.
Сдается мне, что так как у монголов своего мяса полно, монгольскую тушенку делают только на экспорт, поэтому в Монголии ее не найти.

По дороге часто встречались табуны лошадей. А вот удачных фоток не оказалось, хотя, лошади очень красивые животные для фотографирования. Люлей Шатуну за это…

Я, говорит, лошадей в радуге снял…

Погода — отвратительная, на обеденой остановке, при жарке османа, пришлось одеться потеплее…

Местами стали попадаться лиственичные рощи (лиственица растет).

На дороге иногда встречалось такое:

Мосты обычно встречались через небольшие ручейки, которые наверняка в другое время года становятся гораздо полноводнее. Но нам было проще: всегда был объезд вброд и было совсем мелко.
С водой была серьезная проблема: ни ручьев, ни речек, в которых можно было бы набрать воды. На Хяргасе вода была соленой, на Тэлмен-нур тоже… Уже ближе к Мурэну стали появляться ручейки, с желтовато-коричневой водой, но на безрыбье, как говориться…
Некоторые фото по пути…



Везде на перевалах сложены кучи камней вперемежку с синими лентами, иногда привязанными к палкам и всякому мусору. Но встречались и более грандиозные сооружения — по поверию Монголов, путешественникам нужно проехать вокруг нее, вот только не знаю, по или против часовой.

Поблизости находилась буддистская ступа.

На перевале монголы обступили уазик, интересовались чудом диковинным, с двигателем от Ниссан…

Здесь все больше стали появляться деревянные дома…

Вскоре мы доехали до Мурена. Въезд в него был мудрены, дорога делала большую петлю. Непосредственно возле самого города дорога испещрена ямами, ехать можно было только на первой. Может это аналог наших «лежачих полицейских»? К сожалению, фото отсутствует.
В городах у них правильно решен вопрос с уличным освещением:

И еще немного фоток из Мурена:


Затарились продуктами и не задерживаясь, отправились в сторону Селенги. От Мурэна строится очередной участок дороги.

Чуть дальше мы выехали на нее

Уже поздно мы встали на стоянку где-то возле протоки Селенги, решив утром найти более подходящее место для разбивки лагеря и дневки.
Поколесив по берегу, нашли классное место. Дрова, которыми был забит патруль еще с Алтая и которые экономились, были выброшены и часть сожжены в вечернем кострище, потому что во-первых, надоело возить, во-вторых, тут дров было полно, а вот до этого и дров не было и мы экономили эти. В общем, зазря свозили поленницу 🙂
Дневка — это здорово. Можно ничего не делать, отдыхать от утомительных перегонов, пить пиво и все такое. Сразу же начались помывки и постирушки. Попытались ловить рыбу, но даже так было понятно: Селенга слишком сильно разлилась из-за дождей, с берегов смывает всю грязь и с этой мутью рыбалки не видать.
Пичалька, однако! Столько проехали, чтобы ничего не поймать — это грустно. Оставалась надежда на реки возле Хубсугула. Уж там-то все равно что-то поймаем, найдем мы того тайменя… А пока дневка и расслабуха и ночью посиделки у костра…


Барашек наш в лесочке нашел свой приют — кости уже стали сильно не свежими. Мясо было съедено до этого, так что не жалко. «Похоронили» за деревом 🙂
А на следующий день снова в путь, обратно мимо Мурэна в сторону озера Хубсугул…
Поделитесь в соцсетях: