• Путешествия на внедорожниках

Путешествие по Тюменской и Омской области

•  •  •  •

Этот отчет — часть истории о путешествии в Горный Алтай на юг Телецкого озера долину реки Чулышман и на плато Укок. Но так как в нем больше рассказано про поездку по тюменской и омской областям, то и озаглавил я его соответственно.

Этим путешествием я впервые открыл для себя Горный Алтай. До этого я никогда там не был, даже не интересовался. Но вот накануне, когда соклубники предложили организовать такую поездку, я немного почитал про интересные места на Алтае. Большинство желающих соклубников слилось, но я с сыном, Шатун и Бармалейкин (он же Бендер) решили открыть для себя этот интересный красивый край…

Хочу выразить огромную признательность Володе Шатунову (Шатуну), который будучи моим штурманом, обеспечивал нам навигацию на ноутбуке с выносным GPS-приемником, а также с помощью карманного гарминовского навигатора.

Также Володя вел записи, отмечая время, место, событие и так далее, правда, не всегда мне удается в этих записях разобраться…

Его фотоаппарат Canon 50D сделал бОльшую часть представленных здесь снимков…

Начало путешествия в Горный Алтай. Доездинг.

Выехали мы с сыном из дома в 7.45 и через час были в Сургуте, где встретились с Шатуном и Колей-Бендером. Теперь необходимо было собрать шмурдяк, раскидать его по машинам, т.к. в одну все не входило. Также нужно было поклеить наклейки спонсоров и друзей мероприятия.

УАЗ Для экспедиции в Горный Алтай

УАЗ 31519 для экспедиции на Алтай

Флаг сургутского внедорожного клуба

Самый младший путешественник на УАЗ

Land Cruiser 80 участник путешествия на Алтай

Из Сургута мы стартанули в 11 часов, потратив больше полутора часов на приготовления и раскидывание шмурдяка по своим внедорожникам. В 12 часов мы были уже возле Пыть-Яха.

Главный путешественник

Через час, лягушки в животе заурчали и было принято решение, остановиться на обед. Пол часа и мы снова в пути. По дороге сын заправляет УАЗ из топливного запаса, который везем с собой в полторашках.

Расход бензина на УАЗ требует возить с собой запас топлива

Мы уже проехали Салым и приготовились к плохой дороге на участке до Увата. Но на удивление, большая часть дороги была отремонтирована, а на остальной части стояла дорожная техника. Наконец-то власти обратили внимание на то, что эта федеральная дорога уже давно пришла в негодность.

Нефтеюганский район

В Тобольске мы были уже 22:30.

Перед Тобольском нас застал проливной дождь, и мы боялись, что он помешает разбить лагерь для ночёвки. Но приятным моментом было то, что этот ливень остудил машину, в которой до этого стояла невыносимая духота. К счастью, уже в самом Тобольске дождя не было и свернув с федеральной трассы в сторону Вагая, через 10-15 км. мы в стороне от дороги, в лесочке, разбили лагерь. Местные комары были рады нашему приезду.

Сил на написание отчёта вечером уже не было и все разошлись спать. Парни: Коля с Володей решили спать в палатках. Мы с сыном все выкинули из машины и укрыв тентом от возможного дождя или росы, разложили сиденья, окурили и опрыскали салон и легли спать. По началу было жарко, но вскоре забылись сном. Утром в седьмом часу утра я проснулся и поднял всех. Впереди был длинный путь и некогда было разлеживаться. Без завтрака тронулись подальше от этого камарятника.

Внедорожники на лугу. Здесь разбили лагерь.

Фото природы

Красивая природа тюменской области

По дороге решили заскочить в кафе «Земля Санникова» для пополнения кипятка, но нам отказали, мотивировав тем, что «им жарко кипятить».

Кафе земля санникова отстой

Ну и ладно, дальше мы заехали в кафе «Кедр» на своротке на Аромашево. Тут мы отлично поели, нам бесплатно сделали кипяток, мы сходили с сыном посмотреть местный маленький зоопарк, в котором был кабан, лиса, медведь и рысь. Тут же мы составили этот отчет.

Стоянка возле кафе Кедр

Голова лося в кафе кедр

Лиса в зоопарке возле кафе кедр

Блогер-путешественник пишет отчет

После перекуса выдвигаемся на Вагай. Впереди от Дубровного нас ждёт не известный по качеству участок дороги, ведь мы сознательно выбрали маршрут не по обычным трассам, а по грунтовкам да гравийкам, а где и по хреновеньким полевым дорогам… И маршрут этот оказался очень интересным…

Интересный маршрут нашего путешествия начинается

Еще в первый день у нас появилась проблема с АКБ. Генератор перед поездкой поставили 90-й взамен родного 55-го, а АКБ вот уже года два стоит 90-й Тюменский.

Еще не доехав Тобольска нам на стоянках пришлось заводить автомобиль прикуркой от Колиного крузака.

Началось это после того как на одной из остановок не выключили преобразователь 220, к которому был подключен автохолодильник.

Еще одна проблема, с которой мы столкнулись и которая также влияла на заряд АКБ (хоть и косвенно) — топливо на стоянке стекало обратно в бак, т.е. два прозрачных фильтра становились пустыми.

Соответственно, при заводке нужно было долго крутить стартер и тот небольшой заряд АКБ, который он получал в процессе движения весь уходил на стартер и под конец его стало не хватать на заводку.

В итоге — прикурка.

Утром второго дня так и завелись, хотя с вечера заряд в АКБ был после длительного пробега, но на ночь не откинули клеммы инвертора и на утро АКБ был мертв.

После завтрака и написания отчета мы выдвинулись в Вагай, откуда начинался наш первый спец.участок.

Дорога Вагай — Дубровное — Тевриз — Тара проходит вдоль Иртыша, по живописным местам, но на ней отсутствует асфальт (это мы знали точно) а вот какое состояние этих дорог на самом деле — мы и хотели это узнать.

Выбор дороги был обусловлен тремя факторами: это был новый маршрут, он был внедорожным (по крайней мере при подготовке маршрута я знал что по нему ездят лесовозы) и он позволяет не заезжать в Омск, не делать лишний крюк.

Коля заправлялся на заправках, но его запаса саляры хватало на много, поэтому заправки были редки. Заезжали в основной за чеками для отчета.

На одной из заправок видели это чудо 🙂

Разбитый Toyota Land Cruiser фото

Дорога — местами пыльная грунтовка по хорошо укатанной глине, иногда попадалась гравийка, местами встречалась песчаная дорога.

Закончился асфальт, началась грунтовка

Дороги Тюменской области

Сынуля у меня смотрел мультики…

Переносной автомобильный DVD - удобная вещь в путешествии с детьми
Переносной автомобильный DVD — удобная вещь в путешествии с детьми

В Шапошниково устроили фотосессию, побывали на старице, а потом подъехали к Иртышу, но спуститься туда было не возможно из-за обрывистового берега.

Фото на сене

Сухогруз на Иртыше

Фотографа сфотографировали

Шатун фотографирует

УАЗ путешественников в высокой траве

Сын у меня после фото на сене отказался выходить из машины, так и сидел, смотрел мультики.

В самом Шапошниково есть вот такая усадьба:

Красивый дом Тюменская область

В Дубровном затарились водой, залили полные баки из взятых с собой из дома бутылок (всего на борту на старте было 311 литров бензина, часть из которого закинули в крузак) и взяли старт на Тару.

Салон связи МТС

Грунтовые дороги тюменской области

На гравийках пришлось травить колеса примерно до единицы, чтобы не сильно трясло. На таких колесах я смело шел 75, лишь изредка скидывая скорость перед ямами. Большого неудобства и жесткости замечено не было.

В деревне Второсалинская заехали на берег Иртыша, где купались местные ребятишки и тоже попробовали искупаться.

Берег и дно — сплошная глина, уходишь в нее на 15-20 см. Но мы все же искупались, только Миша не стал купаться, походил по колено, поотмахивался от тучами кружащих слепней и вскоре собрались, затарились здесь же в деревне водой и поехали дальше.

Фото купания на Иртыше

Экспедиционный Land Cruiser 80

Забор воды в путешествии, тюменская область

А вот и омская область. Интересно, дороги как таковой нет, а стелла и указатель — есть 🙂

Путешественники на экспедиционных внедорожниках

Омская область

Указатель на Тару

Пылища с дороги покрывала не только машины, но и была в салоне. Мишу пришлось на время пересадить в крузер.

Пыль дорог

В полях иногда проглядывали остатки былой советской цивилизации…

Остатки советской цивилизации

По пути часто останавливались чтобы пофотографировать.

Фото на мосту через речку

На перилах моста

Фото с экспедиционными внедорожниками

Грунтовые дороги

Уже темнело, когда мы заехали в Тарский район.

Тарский район

Так как дневные пробеги у нас получались короткими из-за тихоходности Дракона, а 18-го мне край нужно было доставить Мишу к бабушке на Алтай (у него 18-го день рождения), нам не удалось ни порыбачить в озерах поймы Иртыша, ни более подробно познакомиться с местностью…

Второй день подходил к концу, мы устали от дневной жары и тряски по грунтовкам, поэтому, проехав Тару, остановились на ночлег. В эту ночь мы с Мишей тоже спали в палатке, так как не было желания выкидывать все из машины, чтобы положить сиденья.

Путешествие на УАЗ 31519

Но зато выспались с огромным удовольствием и были разбужены в восьмом часу мелким небольшим дождиком, который сразу же и закончился, оставив после себя радугу.

УАЗ и радуга

Впереди был путь на Большеречье, переправа, полное отсутствие дорог…

Радуга на поле

Отдохнувшие от вчерашней езды по гравийкам и грунтовкам, разбуженные легким дождиком, мы быстро собрались, подкинули мне резервный АКБ вместо умершего и устремились в Большеречье.

Утро вроде было не плохим, а тут пасмурно…

Солнце пробивается сквозь тучи

Мозг сверлила мысль что к 18-му могу не успеть привезти сына к бабушке и день рождения ему придется провести в машине.

Поэтому, не смотря на то, что в Большеречье есть зоопарк, который посетить хотелось бы, решаю его не посещать. Но и тем не менее, в городе мы все равно потратили массу времени.

В кафе перекусили и залили кипяток в термос, нашли центр города и купили зарядник к сотику… в общем на переправе мы были только в 10 часов. Паром перевез нас на другую сторону Иртыша, откуда нам нужно было попасть в Татарск и выйти на трассу М51.

Паромная переправа в Большеречье

Сходни парома

Путешествуем на пароме через Иртыш

УАЗ съезжает с парома в Большеречье

Данный маршрут, как и вчераший, проходил на 90% по полевым дорогам, поэтому будем считать его продолжением первого спец.участка нашего путешествия…

От переправы наш маршрут проходил по следующим населенным пунктам:

Карташово — Моховой-Привал — Захаровка — Копьево — Радищево — Новотроицк — Еланка — Усть-Тарка — Кабанка — Новотроицк — Татарск. При чем, это разные Новотроицки 🙂

Дорога, которая встретила нас после переправы, видимо, побывала под артобстрелом. Правда, запечатлели только одну ямку, не самую интересную.

Яма на дороге

После Карташово свернули в поле, где увидели всю прелесть полевой дороги после небольшого дождика. Но по ней даже умудряются ездить пузотеры, хотя, один из них ехал вот так, на удавке…

Буксировка легковушки внедорожником

Коля старательно грязьку объезжал, я не менее старательно в нее заезжал…

Колея на грунтовой дороге после дождя

Land cruiser объезжает грязь

Впереди попался целый выводок гусят, которых после фотосессии аккуратно выгнали из лужи и проехали.

Гусята в луже на дороге

Гусиный выводок в луже

УАЗ и гусята

Расстояния между деревнями приличное, дождик тут прошел тоже хороший, местами была очень хорошая грязюка, в одном месте пришлось даже подключить передок, иначе меня крутило и разворачивало поперек дороги на скользкой глине.

Дорога всем понравилась. После вчерашних гравиек, вытрясавших душу, тут аж сердце радовалось: настоящий гряземес… Коля даже брызговик оторвал.

От езды по глиняным грунтовкам отвалился брызговик на крузаке

Чистка арок от грязи

Глина вываливается из арки крыла

Глина выпадает из арки крыла и с брызговиков

Глинистая грязь забила все

Машины грязнючие, на подкрылках килограммы глины.

Вот где соревнования по трофи-рейдам проводить, мы пока ехали — видели множество интересных болотинок.

Пока Коля снимал поврежденный брызговик, мы ходили вокруг с фотиками…

Салон УАЗ забит экспедиционным шмурдяком

Оторвался номер, закрепили стяжками

Шмурдяк в салоне крузака

Маленький водитель УАЗика

Вскоре продолжили путь полевыми дорогами…

Дороги омской области

На УАЗе путешествуем по омской области

…и в Новотроицке навигатор нас привел вот к такому проезду…

Дорога перекрыта для грузовиков и внедорожников

Объехали справа деревню — такая же фигня. Еще взяли правее и между оградами протиснулись с поля на центральную улицу, но и выехать так просто тоже нелья — третьи ворота такие же. Хорошо тетка подсказала направление и мы опять между оград, теперь уже в другом месте, выехали и снова погнали полевыми дорогами на Еланку.

Приходилось ехать и в таких местах:

УАЗ крадется в кустах

Вскоре дорога по факту и по навигатору перестали соответствовать друг другу и мы оказались на покосе, где трава была уже скошена и можно было просто взять направление. Остановились на фотосесию.

УАЗ и land cruiser в путешествии

С крыши уазика видно что земля имеет форму шара

Здесь кто-то проезжал, нам туда

На багажнике УАЗика можно не только вещи возить

Взяв направление, мы выехали на грунтовку возле Усть-Тарки и вскоре уже были на нормальном асфальте.

Долгожданный асфальт

До Новосибирска было что-то около 600 км… Вскоре отказал вольтметр на панели. Думали зарядка пропала — изоляция провода генератора, обжатого Генералом перед выездом, вся расплавилась от температуры. Было переобжато и заизолировано, но дело оказалось не в проводе. Мультиметр показал нормальную зарядку. Не работает именно вольтметр. Но это мелочь.

Мои рассчеты привезти сына 18-го накрывались. Слишком много времени ушло на дорогу без дорог.

Едем по М52, в пути решаем поступить так: парни остаются в Новосибирске и встречаются там с Димоном, а 19-го выезжают в Бийск. Я же за день и ночь добиваю до Соколово (алтайский край), 18-го провожу время с ребенком и 19-го на ТО в Бийск, делать вольтметр, проверять рулевой редуктор (в нем стук появился после гравийки) делать бензонасос (почему бензин обратно утекает на заглушенном авто?) ну и что там еще вылезет по ходу.

Шатун садится за руль крузака, потому что Колю рубит в сон.

Чтобы добить маршрут закидываюсь двумя бёрнами, третью бутылку чуть позже тоже засадил. В кафе за Барабинском закидываюсь ударными дозами кофе.

На подъезде к Новосибирску Вовка сообщает что нужно искать место на ночлег, останавливаемся, я забираю канистры бензина, Вовка забирает свой хай-тек и некоторые вещи. 3.30 по местному.

Еду дальше, проскочил Новосибирск, Бердск, Искитим, Еще пару каких-то населенных пунктов. Чувствую, вырубаюсь. Уже почти сутки без сна.

Заехал за лесополосу, сидя покимарил с часик и дальше.

В ближайшую кафешку зашел как зомби, заказал тройной кофе, осушил, полегчало и добил-таки маршрут. К 12 часам был в Соколово. Ребенок был очень рад…

Алтайский край встречает отличной погодой

Новосибирская область. Раннее утро

Ребенок в подсолнухах

Дописал два последних отчета. 3 часа местного времени. Пошел спать. Завтра в Бийск и в Горный…

До связи!

Дальше путешествие продолжилось по Алтаю…